6 гаджетов, с которыми современный ребенок знакомится в первые годы жизни

Дети всеми силами стараются подражать взрослым. Они видят, что мы неразлучны со своими смартфонами, и очень хотят узнать, что же такого интересного в маленькой коробочке с экраном. Потому все острее встает тема влияния гаджетов на детей.

По исследованиям компании Common Sense Media 2 из 5 детей начинают пользоваться планшетом или телефоном еще до достижения двух лет. Все мы хоть раз были свидетелями подобной ситуации: годовалый малыш сидит в коляске и увлеченно тыкает пухлым пальчиком в смартфон, пока его мама разговаривает с подругой или попросту занята собой. Или, к примеру, едва научившийся ходить карапуз топает не к матери, а к яркому экрану телевизора, на котором мелькают герои мультиков. Конечно, в современном доме бывает гораздо больше гаджетов: электро-плиты, микроволновые печи и духовые шкафы, кухонные комбайны и утюги, пылесосы, стиральные машины, миксеры, электро-мясорубки, кофеварки, мультиварки и тому подобное. Но по нашим наблюдениям, именно с этими шестью перечисленными ниже устройствами малыши знакомятся в 1й год жизни:

СМАРТФОН

Молодые родители так устают с непоседливыми малышами, что им легче сунуть в руки ребенку смартфон, чем час за часом развлекать его, прыгая с игрушками наперевес. Матери валятся с ног, не в силах угнаться за маленьким непоседой. И вот тогда происходит первое знакомство ребенка со смартфоном.

Сначала малыш просто следит за светящимся экраном и сменяющими одна другую картинками. Затем начинает нажимать пальчиком на экран, пробует играть в приложения, которые для них запускают родители. К двум годам дети уже в состоянии управлять устройством самостоятельно: знают, какие кнопки для чего нажимать, как запускать любимые игры и прочее. Они просматривают сотни видео на YouTube, скачивают новые приложения. Так правильно ли это, так рано доверять смартфон ребенку?

Мнения специалистов на этот счет расходятся. Кто-то считает, что знакомство ребенка с электроникой нужно оттягивать до последнего, потому что как только палец малыша коснется экрана смартфона, детство останется позади. Конечно, не стоит быть настолько категоричными. Не забывайте том, в каком мире мы живем: что взрослых, что детей без гаджетов почти невозможно представить. Главное, о чем нужно помнить — вы должны контролировать, чем станет смартфон для ребенка: помощником или зависимостью.

Смартфоны, как и другие девайсы, можно использовать не только ради развлечения, но и для обучения. Существует множество развивающих приложений и каналов. К примеру, в возрасте от года до двух достаточно полезны будут приложения, направленные на развитие моторики и творческих способностей. Яркие раскраски и разнообразные паззлы прекрасно подойдут. Лучшие игры для такой возрастной категории создаются при консультации разработчиков с педагогами, воспитателями и детскими психологами.

Важно не оставлять ребенка со смартфоном в руках надолго одного. Техника не должна стать вашей возможностью отдохнуть от ребенка, занявшись своими делами. Обучайте ребенка, показывайте, как правильно играть. Помогайте ему развиваться, и в будущем это принесет плоды.

ПЛАНШЕТ

История знакомства и отношений ребенка с планшетом ничем не отличается от таковой со смартфоном. Те же функции, те же ролики на YouTube, те же приложения и яркие картинки. Но, как было признано экспертами, планшет для детей гораздо безопаснее, чем смартфон: благодаря большому экрану ребенку не нужно щуриться и присматриваться. Кроме того, игры на широких экранах лучше влияют на моторику рук.

Но опять же, обучающим планшет для детей будет только в том случае, если вы останетесь рядом с малышом и объясните ему, что к чему. Если же постоянно оставлять детей наедине с гаджетами, может произойти ряд неприятных ситуаций:

1. Родители потеряют свой авторитет. Действительно, какие еще «умные взрослые», когда твой электронный друг знает ответы на все вопросы и даже больше?

2. У ребенка начнутся проблемы с речью. Раз уж все время малыш проводит с девайсом, ему нет необходимости учиться разговаривать. Если гаджеты в жизни детей занимают центральное место, они почти не контактируют с родителями, со временем начинают их и вовсе игнорировать. Навыки речи и коммуникации формируются вследствие общения с родителями и сверстниками, а не как результат просмотра разноцветных картинок на дисплее.

3. У малыша может развиться зависимость от гаджетов. Ребенок без планшета или смартфона начинает капризничать и показывать агрессию, больше не интересуется играми на свежем воздухе, не играет с игрушками. Ему ничего больше не нужно, он просто требует, чтобы ему дали планшет. Поэтому нужно играть с ребенком вместе, вызывать интерес к чему-то кроме экрана телефона или планшета. Если уж вы совершили ошибку и ребенок эмоционально зависим, не идите на поводу у его криков и капризов. Ограничивайте время игры, а лучше позволяйте ребенку играть в планшет в качестве средства поощрения. Постарайтесь отучить ребенка от чрезмерного использования электронных устройств, ведь сформированная зависимость — главный вред гаджетов для детей.

4. Слишком частое использование электронных девайсов пагубно влияет на здоровье.
• Когда ребенок играет в планшет, он может часами находиться неподвижно в неудобной позе. Это становится причиной нарушения осанки и болей в шее и спине;
• Врачи-педиатры отмечают, что длительное использование ребенком сенсорных экранов приводит к неверному развитию мышечных тканей. В последствии малышу сложнее научиться правильно держать ручку и писать.
• Конечно, страдает зрение. Но девайсы влияют на него не так пагубно, как нас уверяют в различных статьях на просторах сети. Современные экраны вполне безопасны. Если вы все-таки хотите свести возможный вред до минимума, давайте ребенку устройство с как можно большим экраном, следите за расстоянием от глаз до экрана (не менее 20 сантиметров), делайте вместе с ребенком гимнастику для глаз.
5. Доступ к недетскому контенту (на примере YouTube). Хотелось бы остановиться подробнее на использовании ребенком этого видео-хостинга. Фильтруйте контент, который просматривает ваш ребенок. На YouTube много красочных и ярких мультфильмов и образовательных передач, но еще больше там информации, которая вовсе не предназначена для детей. Родителям стоит внимательно относиться к тому, что смотрит их ребенок, а лучше и вовсе не позволять малышу самостоятельно переключать видео, уходя все дальше и дальше в дебри контента для взрослых. Если уж вы не хотите стоять над душой у ребенка, когда он смотрит мультики, замените стандартное приложение на альтернативный YouTube Kids. Там собраны лучшие мультики, нет никаких опасных для детской психики видео и глупых роликов.

ХОЛОДИЛЬНИК

Ребенок видит, как ежедневно мама и папа открывают большой шкаф и достают оттуда что-то интересное и вкусное. Ребенку тоже хочется заглянуть внутрь, за эту волшебную дверь, и он тянется к ручке холодильника.

В итоге он в лучшем случае разбросает по кухне кастрюли и измажется остатками каши, а в худшем перевернет на себя полки и поранится. Конечно, в будущем стоит познакомить детей с устройством холодильника, чтобы младший школьник самостоятельно разогревал себе обед после занятий, но в возрасте до трех лет это бесполезно. Если уж холодильник для детей становится источником интереса, и они силятся в него влезть, а слова «нет» для них словно не существует, лучше обезопасить свои продукты и малыша друг от друга. Если дверца холодильника легко открывается, купите дополнительные замки или блокировки, закрепите их повыше, чтобы ребенок не мог отодрать липучку.

УМНЫЕ ЧАСЫ

В последние годы широкое распространение получили так называемые умные часы. Их носят и взрослые и дети, поэтому впервые малыш видит такой девайс на руке папы или мамы. Что касается умных часов для детей, то главной функцией, ради которой многие родители надевают ребенку на руку такие часы, является функция контроля местонахождения. Обычно такие часы покупают детям, когда они идут в школу и перестают находиться постоянно в поле зрения родителей, но в общем-то полезный девайс можно приобрести и гораздо раньше.

Умные часы для детей с GPS дают знать, не убежал ли малыш с игровой площадки, не покинул ли двор дома. Если он в садике на прогулке, не отбился ли он от основной группы. Если случилась неприятность, и во время совместного похода в магазин малыш отвлекся на яркие обертки конфет, вы с легкостью найдете его, если на его руке есть умные часы.

Часы отчасти заменяют телефон, ведь ребенок может позвонить на сохраненные в телефонной книге номера. В то же время, у часов отсутствует функция, которая не нравится многим родителям в смартфонах: там нет приложений, игр и видеороликов, вызывающих зависимость. Так что, если вы хотите обезопасить ребенка, иметь возможность дозваниваться до него и связываться, но не хотите впускать в его жизнь смартфон, просто купите ему умные часы.

ТЕЛЕВИЗОР

Как и в случае со смартфонами, нет однозначного ответа на вопрос, стоит ли полностью ограничивать просмотр телевизора детьми. К чему может привести полная изоляция ребенка от средств массовой информации, а к чему вседозволенность? Можно ли детям смотреть телевизор, и с какого возраста?

Мультики, познавательные программы, казалось бы, развлекают и развивают наших детей. Какой вред могут принести добрые мультики по телевизору? Казалось бы, никакой. Но большинство детских психологов все же склоняются к тому, что до трех лет нужно как можно меньше позволять ребенку смотреть телевизор. Тут возникают все те же проблемы, что и со смартфонами.

Сидя перед телевизором ребенок не может участвовать в диалоге и у него не развивается речь, портится зрение, вырабатывается зависимость. Просмотр готового контента вредит развитию творческих способностей у детей. У детей без телевизора куда лучше работает фантазия: они выдумывают, чем себя развлечь, что построить, какой диалог воспроизвести между двумя плюшевыми игрушками. А зачем что-то выдумывать, когда есть круглосуточное развлечение в виде телевизора?

Конечно, не стоит совсем отказываться от просмотра мультфильмов, но постарайтесь быть рядом, когда ребенок смотрит телевизор. Поясняйте ему то, что происходит на экране, старайтесь обсуждать поступки героев мультфильмов, а затем оживляйте их во время реальных игр.

Когда малыш становится старше и ему исполняется 3-4 года, важно научить его отличать выдуманные истории от настоящих. Конечно, все дети хотят стать сказочными персонажами, играют в героев и принцесс, но нельзя, чтобы это заходило слишком далеко. Объясните ребенку, что не все то, что он видит по телевизору, реальность.

КОМПЬЮТЕР

Ежедневно на различных интернет сайтах разгораются споры по поводу влияния компьютера на детей. Компьютер тоже может как помочь в развитии малыша, так и навредить. Все мы понимаем, что нет ничего хорошего в том, что маленький ребенок часами сидит за компьютером и играет во взрослые игры, такие как жестокие стрелялки и бои. Но, как и в случае с планшетом, есть множество развивающих игр для маленьких детей на компьютере.

К полутора годам ребенок начинает проявлять активный интерес к изображениям, и в этот момент можно показывать ему на экране компьютера разных животных, называть их, включать видео. Можно учить с помощью игр цвета и фигуры, решать головоломки и раскрашивать картинки с любимыми героями мультиков. Таким образом, компьютер для маленького ребенка может стать обучающим и развивающим другом.

Получается, что, как и со всеми остальными гаджетами, нужно соблюдать все те же единые правила: ограничить время нахождения ребенка за компьютером, следить за расстоянием от экрана до глаз, сделать электронное устройство как можно более безопасным для ребенка еще и в физическом смысле. Относительно острые углы, хрупкий экран могут навредить ребенку и поранить его, к тому же, в случае поломки придется покупать новый ноутбук.

Обратите внимание на смартфоны, планшеты и ноутбуки, предназначенные специально для детей. Их корпуса покрыты безопасными материалами, а на экранах защитные пленки. Но часто экраны таких девайсов совсем небольшие, так что подойдите к выбору с умом. Нужно, чтобы ребенок четко видел все происходящее на экране, а не всматривался и не щурился: это приведет к ухудшению зрения.

Конечно, в современном мире никак нельзя обойтись без использования электронных устройств, но не доводите ситуацию до абсурда, чтобы вам в будущем не пришлось размышлять, как отучить ребенка от гаджетов.

А что вы скажете, ограничиваете ли вы «общение» ребенка с современными гаджетами? Используете ли их для развития ребенка?
Или, может, вы протягиваете ребенку телефон в надежде немного от него отдохнуть?
Так все-таки, какое же место занимают сегодня гаджеты в жизни детей?