Как приучить ребенка к самостоятельности

Бывает, смотришь на соседских детей и удивляешься — всё они умеют: и посуду моют, и постель убирают, и в садик-школу сами собираются, и по хозяйству родителям помогают… А свой балбес и учебники-то с горем пополам в портфель собирает, и то проверять надо, не забыл ли чего. Несамостоятельный. А всё потому, что с малых лет заботливые мамы-бабушки ходили за малышом по пятам и выполняли за него всю работу.

А если ребёнок пытался проявить инициативу, копируя действия взрослых, то тут же получал «по рукам». Почему бы не позволить ему помочь? А потому, что за малышом придётся постоянно присматривать, следить, чтобы он не поранился, не ушибся и ничего не разбил. Гораздо проще и быстрее сделать самому.

Так и растут наши дети неумехами: сначала в садик одеваем, пуговицы застёгиваем и шнурки завязываем — торопимся, боимся на работу опоздать. Потом первоклассника собираем, учебники и тетрадки складываем, убираем детскую одежду в шкаф, расставляем разбросанные игрушки по полкам, лишь бы ребёнок аккуратнее домашнее задание выполнил. И лишь оглянувшись по сторонам, понимаем, что его сверстники умеют делать гораздо больше.

Как же приучить ребёнка к самостоятельности?

Во-первых, нужно обозначить границы: ребенок должен понять, что «можно» и что «нельзя». Учтите, что мир, в котором нельзя ничего – это мир тусклый и безрадостный.

Составьте список обязанностей малыша, но не пишите сразу многое. На каждое новое самостоятельное действие требуется определённое время. Доверьте ребёнку ответственное дело, например, кормление кошки или собаки. Обратите внимание, что от малыша теперь зависит жизнь и здоровье домашнего питомца.

Научите самостоятельно одеваться и обуваться.
Вообще-то к этому обычно приучают еще в детском саду. Но некоторые детишки так привыкают к тому, что в этом им помогает мама или воспитательница, что потом, в школе у них возникают трудности. Потренируйтесь с ребенком несколько раз, научите его застегивать пуговицы, завязывать шнурки — и вы сможете спокойно отпускать его в школу.

Неумение ухаживать за собой может стать предметом насмешек одноклассников и недовольства педагогов, поэтому, обязательно приучите его умываться и чистить зубы, следить за своей внешностью.

Не следует делать уроки вместе с ребенком, тем более, если он сам не обращается за помощью. Пусть решает задачи и выполняет упражнения самостоятельно, а вы потом проверите и разъясните его ошибки. Устные предметы он тоже может выучить сам и ответить вам. Постарайтесь играть для него роль педагога, а не «палочки-выручалочки»!

Не стоит забывать о безопасности. Объясните своему чаду, как правильно переходить дорогу, как общаться со взрослыми, как вести себя в чрезвычайных ситуациях.

Расширяя круг обязанностей, расширьте и права, он же стал немножко взрослее. Поэтому общайтесь с ним на равных и старайтесь не помогать ему даже на первых порах.

Конечно, дети взрослеют по-разному, у них разный темперамент и наклонности – поэтому думайте сами, решайте сами: что покажется безумием с одним ребенком, будет логично и оправданно с другим. Не пытайтесь быть неидеальными – будьте просто достаточно хорошими и разумными и причем для своего ребенка, а не для других людей.