Когда ребенок заговорит

Любящими родителями зачастую овладевает сильное беспокойство, вызванное тем, что их ребенок еще не начал говорить, в то время как малыш у друзей лепечет уже предложениями.

Как правило, эти страхи оказываются безосновательными, так как в один прекрасный момент малыш становится активным участником вполне осмысленных диалогов.

Единого возрастного показателя для появления речи ребенка не существует. Данное явление носит индивидуальный характер, и совсем не страшно, если девятимесячный сын подруги уже давно зовет своих близких выразительным «ма», «па», «ба», а ваш годовалый малыш упорно молчит.

Считается нормой, если ребенок в годовалом возрасте произносит несколько слов — от двух до десяти. Но очень часто малыши до двух лет говорят мало, оперируя в общении с близкими лепетом, а то и вовсе предпочитают молчать.

Развитие речи у детей имеет две составляющих: активную, или произнесение слов и предложений, и пассивную – понимание слов. Физиологически обусловлено так, что пассивная речь развивается намного быстрее. Следовательно, если ваш малыш слушает вас с явным интересом, быстро понимает все, что вы ему говорите, а также выполняет обращенные к нему несложные просьбы, поводов волноваться у вас нет, так как речевое развитие ребенка протекает нормально.

Даже если ребенок упорно молчит до двухлетнего возраста, это не означает наличие у него гарантированных проблем с речью в будущем. Очень часто такие дети начинают разговаривать неожиданно, причем сразу правильно построенными длинными предложениями.

К тому же замечено, что «молчуны» часто четче выговаривают слова, чем рано заговорившие сверстники и обгоняют их в речевом развитии.

Однако если вас все-таки беспокоит проблема молчания вашего малыша, вы можете помочь ему поскорее заговорить. Полезным упражнением является разглядывание с ребенком окружающих вас предметов и комментирование того, что вы видите. К примеру: «Смотри, какая красивая киса! Какой у нее пушистый хвост! А какие торчащие ушки!» и т.п. Чаще сопровождайте свои и действия ребенка комментариями, просите малыша принести вам какую-то определенную игрушку или выполнить другую посильную для него задачу.

Читайте вместе с детьми сказки и стихи, делайте паузы, побуждая малыша самому закончить хорошо знакомую рифмованную строку. Хорошим подспорьем в развитии речи ребенка являются пальчиковые игры, например, «Сорока-белобока», «Пальчики в лесу» и т.д. Учитывайте и тот факт, что речь, которую слышит ребенок из телевизора или компьютера, не помогает в речевом развитии и часто дает обратный эффект.

Проявлять серьезное беспокойство стоит в том случае, если малыш в возрасте трех лет не может выражать свои чувства и потребности внятными простыми предложениями, а его лепет способны понять только самые близкие. В такой ситуации следует обратиться за консультацией к специалисту.