Нужны ли детям сказки?

Детям предлагают Достоевского, но отказывают в простейшей сказке о Курочке Рябе. На сон грядущий им ставят сонаты Бетховена, а то и фуги Баха, но ни за что не споют простейшее «Баю-баюшки-баю, баю лапочку мою!». Потому что Бетховен и Бах — это серьезно, Достоевский — это серьезно, ну, а Курочка Ряба или «баюшки-баю»… ну они-то что? Для чего они-то нужны?

Разве Курочка Ряба сможет поспособствовать успешности ребенка? И в самом деле. Может быть, правы те, кто отказывает детям в сказках, заменяя их на нечто более практичное и практическое. Фантазии не слишком востребованы в нашем утилитарном мире высоких скоростей и технологий, и никакая Баба Яга или знание всех моделей сапог-скороходов не помогут ребенку успешно сдать экзамены, поступить в престижное учебное заведение, а впоследствии — получить высокооплачиваемую работу. Другое дело — таблица умножения. Вот она-то точно поможет, поэтому всегда востребована.
На первый взгляд, все так и есть. На одной чаше весов — будущие жизненные успехи, на другой — сиюминутное удовольствие от сказки, да еще и время, потраченное на нее, то самое время, которое можно было бы потратить с гораздо большей пользой (например, выучить ту же таблицу умножения или, на крайний случай, таблицу интегралов). И будущие жизненные успехи перевешивают. Это и не удивительно, ведь родители искренне заинтересованы в том, чтобы обеспечить своему ребенку наилучшие стартовые условия. Любой ценой. В том числе и ценой сказки. Но при этом забывается, что сказка жизненно необходима ребенку для гармоничного развития. С помощью сказки он познает мир, учится различать фантазию и реальность, а главное — учится тому, что теперь принято называть креативным мышлением, а попросту — способность к творчеству.
Рекламируя креативное мышление, теперь говорят, что оно необходимо для бизнесмена, создающего новый проект. Но вообще-то, способность к творчеству необходима в любой области, куда ни посмотри. Любая профессия, не только те, что традиционно называются творческими, требуют подобной способности. При отсутствии способности к творчеству перед нами — всего лишь исполнитель, который только и может, что выполнять чужие указания добуквенно, но не в состоянии даже оценить их целесообразность и эффективность. В науке способность к творчеству позволяет появляться вновь и вновь великим ученым. Инженер, обладающий способностью к творчеству, становится вторым Поповым, а юрист — вторым Цицероном, на крайний случай — Плевако, рабочий со способностью к творчеству — это Стаханов или другой рационализатор… В общем, как ни поверни, способность к творчеству требуется направо и налево. Повсюду рекламируются тренинги, развивающие креативное мышление, доказывается, что без этого самого креативного мышления остается только пропадать, не выдерживая конкуренции с более креативными людьми. Но для того, чтобы обзавестись креативным мышлением или способностью к творчеству, вовсе не обязательны тренинги, достаточно в детстве оторваться ненадолго от таблицы умножения и прочесть хорошую сказку. Волшебную. Развивающую способность к творчеству гораздо лучше всех тренингов вместе взятых, тем более что основы такой способности закладываются именно в детстве.
Так что, при всей необходимости таблицы умножения и прочих весьма серьезных вещей и наук, ребенку жизненно необходима сказка, фантазия, так как только она подарит ему возможность творить, стать настоящим творцом — в том числе и своей судьбы, какую бы профессию впоследствии он бы ни выбрал. Курочка Ряба не менее необходима для успеха в жизни, чем интегральное исчисление. А может, и более!